Исследования | Машинное обучение | Искусственный интеллект

AI-ассистенты для цифрового университета в проекте трансформации образовательного процесса

Цель проекта
  • разработать математические модели и программное обеспечение AI-ассистентов для участников образовательного процесса – студентов, преподавателей, тьюторов, руководителей образовательных программ.

Описание ситуации

Современный университет – это сложная экосистема с растущим числом студентов, разнообразными форматами взаимодействия и новым набором ролей для сотрудников университета. На фоне сформировавшегося запроса на персонализированное обучение традиционные "конвейерные" подходы во многом утратили актуальность. Однако переход к индивидуальным образовательным траекториям требует от университета глубокой перестройки процессов и значительных ресурсов. Внедрение цифровых сервисов, обеспечивающих сбор, хранение и анализ данных цифровых следов, позволяет решить эту задачу и реализовать технологии с человеческим лицом, раскрывающие потенциал всех участников образовательного процесса. Такой подход лежит в основе проекта создания AI-ассистентов.

Что было сделано

  • Выделены и детально описаны основные роли пользователей для AI-ассистентов: студенты, преподаватели, тьюторы и руководители образовательных программ.

    Студенты
    • рекомендации по выбору курсов и построению индивидуальных траекторий,
    • мониторинг прогресса и активности + прогнозирование успеваемости = личные рекомендации по корректировке обучения,
    • контроль формирования компетенций.
    Преподаватели
    • поддержка при разработке новых курсов и формировании контрольно-измерительных материалов к ним,
    • мониторинг вовлеченности и успеваемости студентов + прогнозирование успеваемости = рекомендации по индивидуальной работе с группами и отдельными студентами.
    Тьюторы
    • рекомендации по адресной поддержке студентов на основе мониторинга и прогнозирования вовлеченности и успеваемости,
    • контроль оперативного реагирования на отклонения и потенциальные проблемы.
    Руководители образовательных программ
    • поддержка при разработке новых образовательных программ,
    • контроль качества запущенных в работу образовательных программ.
  • Разработана универсальная модель данных цифрового следа студента, адаптируемая под образовательные платформы университетов – протестирована на примере Open edX.

  • Разработаны и протестированы математические модели, необходимые для реализации AI-ассистентов и позволяющие строить прогнозы, выявлять риски, улучшать качество преподавания и сопровождения.

  • На основе микросервисной архитектуры разработаны AI-ассистенты в виде web-приложений, интегрируемых с ИТ-системами университета.

Технические детали

Инструменты – Python и библиотеки